В этой заметке обзор, какие новые технологии вошли в свежий Цикл зрелости технологий Гартнер 2020 (Gartner Hype Cycle for Emerging Technologies 2020).
Для удобства технологии сгруппированы по близости друг к другу. Там где возможно приведены ссылки на поясняющие статьи. Технологии из прошлогоднего Hype Cycle специально не указываю.
Искусственный интеллект
- Разработка и дизайн с помощью ИИ (AI-Assisted Design и AI Augmented Development)
- Использование искусственного интеллекта в разработке. Об этом уже давно говорят, и многие уже используют. Как пример, ИИ-дизайнер Николай Иронов от студии Лебедева.
- Машинное обучение с самообучением (Self-Supervised Learning)
- Вид машинного обучения, где обучающие данные получаются не в ходе разметки разметки людьми. Важно не путать с “машинным обучением без учителя”.
- Примеры: Автокодировщики и генеративно-состязательные сети, которые также вошли в Цикл Гартнера как самостоятельная технология
- Композитный ИИ (Composite AI)
- ИИ, который использует одновременно несколько техник и моделей для обучения
- Генеративный ИИ (Generative AI)
- ИИ, который учится и используется для создания контента под нужные цели
- Интересно, генеративный ИИ выделен как отдельная технология из генеративно-состязательных сети (Generative Adversarial networks) которые также уже были в прошлогоднем Hype Cycle
- Ответственный ИИ (Responsible AI)
- Набор технологий и методик для создания ИИ продуктов, которые работают на благо людей.
- К слову, многие компании уже формулируют принципы разработки ответственного ИИ: Google, Tensorflow
- ИИ для встраиваемых устройств (Embedded AI)
- Использование ИИ моделей на встраиваемых устройствах
Социальные технологии
- Паспорта здоровья (Health Passport)
- Паспорта или сертификаты с информацией о том, к каким болезням у носителя есть иммунитет.
- Данные о социальных взаимождействиях людей (Social Data)
- Анализ социальных настроений, трендов, движений
- Цифровой двойник человека (Citizen Twin и Digital Twin of the Person)
- Технологии сбора и представления актуальных данных о гражданах
- Технологии социального дистанцирования Social Distancing Technologies
- Все те технологии, которые помогают вести нормальный образ жизни при необходимости обеспечения социального дистанцирования
- Bring Your Own Identity (BYOI)
- Подход к авторизации, когда управление авторизационными данными (логин и пароль) отдается третьей стороне на выбор пользователя.
- Примеры: OAuth авторизация в сервисах при помощи существующих учеток в Google, Facebook, Apple.
Безопасность
- Технологии подтверждения происхождения (Authenticated Provenance)
- Сюда относятся алгоритмы и технологии, которые позволяют точно определить источник или происхождение товаров, информации, данных. Как пример, сюда можно отнести блокчейн, ИИ для распознавания фейков, системы маркировок.
- Авторы в Гартнере конкретных технологий не называют и признаются, что включили это направление в Цикл зрелости исходя из ощущения потребности в них
- Дифференциальная приватность (Differential Privacy)
- Алгоритмы и методики скрытия конфиденциальных данных отдельных лиц, когда их личная информация используется в общем датасете, например, для создания продуктов.
- Кибербезопасность на оконечных устройства доступа (Secure Access Service Edge)
- Набор концепций, направленных на то, чтобы обеспечить кибербезопасность сервисов при их онлайн доступности
Железо и биотехнологии
- Вычисления и хранения, использующие молекулы ДНК (DNA Computing and Storage)
- ДНК-вычисления работают на том, что нити ДНК имеют в своём составе четыре основания с помощью которых, можно кодировать информацию, а с помощью ферментов эту информацию можно изменять. Таким образом, “ДНК-компьютеры” могут хранить и обрабатывать информацию.
- Главный ожидаемый выигрыш - рост скорости в специфических задачах за счёт распараллеливания вычислений
- Экономичные одноплатные компьютеры на конечных устройствах (Low-Cost Single-Board Computers at the Edge)
- Одноплатный компьютер - самодостаточный компьютер, собранный на одной печатной плате, на которой установлены микропроцессор, оперативная память, системы ввода-вывода и другие модули.
- Главное применение - Интернет вещей
- Двусторонние нейроинтерфейсы 2-Way Brain Machine Interface
- Системы для обмена информацией между мозгом и электронным устройством (например, компьютером), которые позволяют как принимать сигналы от мозга, так и посылать ему сигналы.
- Биоразлагаемые устройства (Biodegradable Sensors)
- Устройства, которые могут естественным образом разлагаться в среде использования
- Частные 5G сети (Private 5G)
- Использование технологий 5G для создания личных, корпоративных или ведомственных беспроводных сетей для своего пользования
Бизнес
- Бизнесовые микросервисы (Composable Enterprise и Packaged Business Capabilities)
- Сложно подобрать перевод. Речь идет о создании и выделении программных продуктов, которые предоставляют бизнес-пользователям одну конкретную бизнесовую функциональность из нужных ему, но интегрированы друг с другом. Определенная калька с микросервисной архитектуры из сферы разработки ПО.
- Пользовательный мультиопыт (Multiexperience)
- Мультиопыт включает в себя разные возможные взаимодействия пользователя с продуктом на всем жизненном цикле продукта или услуги: аудио, видео, эмоции и так далее
- Матрицы данных (Data Fabric)
- Архитектурные подходы, которые фокусируются на определении и улучшении интерфейсов взаимодействия на входах и выходах из процессов. Сами процессы трактуются как “нити”, из которых состоит “ткань” (farbic) ИТ-системы или бизнеса.